humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Categories:
  • Music:

Круг чтения

В свое время я прочитал некоторую сумму советских книг историко-революционного содержания. Там обычно было про гимназиста-реалиста-подростка-юношу, которые в грозном 1917-1918-1919 году выбирает правильную для автора сторону.
Обычно у этого юноши был определенный круг чтения: приключенческие Майн Рид, Фенимор Купер, рассказы о Шерлоке Холмсе и/или Нате Пинкертоне, Жюль Верн, а также идейно-правильные Джованьоли, Войнич, некая биография Гарибальди и т.д. Список. понятно, варьируется - он не везде од инаковый. Список неполный - непременно должен присутствовать Дюма.
Эти-то книги (если не считать знакомой с детства нужды или врожденного чувства справедливости - нужное подставить) и формируют характер и толкают положительного героя к революции.

Я задумался - а что я читал в своем детстве-отрочестве из этого списка?
Мушкетерскую трилогию Дюма - читал, как и его романы о XVI веке (а вот "Графа Монте-Кристо" - нет).. "Три мушкетера" были мной осилены во 2 классе. Фактическое отсутствие иллюстраций в советских изданиях - преступление против детства. И Вальтера Скотта - потому что как же иначе без Айвенго и Квентина Дорварда? И Гюго, потому что он был в детской библиотеке на соответствующей полке. Потом был еще Дрюон - но его революционный гимназист читать не мог. 
Так у читателей закладывался интерес к средневековью и симпатия к исторической Франции.

За Дюма у меня пошел Фенимор Купер, хотя его пришлось разыскивать. К списку "про индейцев" потом добавились книги, которых будущие революционеры читать не могли: обличительская Генриетта Вельскопф-Хайнрих, сонм поляков - Сат-Ок, Фидлер и Шклярский с его суперменской командой в различных дебрях начала ХХ века. Все это было совсем не то. Майн Рида - читал несколько позднее, и он откровенно не пошел.
Зато легко и непринужденно тогда же в районе 10 лет пошли книги В.К. Арсеньева о Дерсу Узала и лазанию по тайге вокруг Сихотэ-Алиня, хотя написаны они были совсем не облегченным стилем.
Жюль Верн ограничился (и славно) трилогией про Таинственный остров и капитана Немо. Было очень познавательно. Примерно как "Земля Санникова" и "Плутония" Обручева, читанные в том же режиме и в то же время.  А потом к ним добавились Тур Хейердал, повести Мелвилла о Южных морях и Бенгт Даниельссон.

"Спартака" Джованьоли я читал, как и кучу исторических романов и повестей помимо него. Желания бороться с проклятым Римом за свет и свободу для рабов не возникло. Но тут случай особый - в 8 лет я нашел учебник по истории древнего мира под редакцией А.В. Мишулина и влюбился в Древнюю Грецию. Моими героями были отнюдь не восставшие гладиаторы носящего шорты Рима, а греческие гоплиты в шлемах с гребнями.

"Овода" и "Прерванную дружбу" Э.Л. Войнич я тоже прочитал. Но героическую борьбу итальянских буржуазных республиканцев в советское время не пропагандировали, а антиклерикальный пафос особо не трогал. Даже жалко было синьора Монтанелли - единственного, кого хотелось пожалеть во всей этой слезовыжималке.
Артур Конан Дойль с его Шерлоком Холмсом в список прочитанного вовремя тоже у меня входил - в отличие от Агаты Кристи, которую я читать не смог, потому что она скучна. Но революционный гимназист ее читать не мог - зато мог читать Джека Лондона. И я читал - все советские 14 томов.

Гимназист мог читать Герберта Уэллса - и я его читал, Всего, какой был доступен. Как-то в один вечер залпом последовательно прочитал "Остров доктора Моро" и "Машину времени"; потом перемещался по пустой и тихой квартире перебежками от выключателя к выключателю. Пока не включил все и не открыл все двери - не успокоился.
Зато советская фантастика меня счастливо миновала, задев краешком - потому что был Беляев. Все равно лучшее, что написал главный советский фантаст Ефремов - весьма неплохой исторический роман "Таис Афинская".  Зачем фантастика, если на даче лежат "Техника молодежи" с 1954 г. и "Вокруг света" тоже с каких-то ранних 60-х? Т.е. читал я разное, но в прошлом этого еще не было.

Фэнтези в СССР не было. Разве что "Семь подземных королей", но в середине 1980-х подоспели "Хранители" Профессора - и стало понятно, что жанр существует, и в нем можно писать серьезно и хорошо, как для серьезных взрослых людей.
Но этого революционный гимназист знать не мог. 

Напомнили:
в районе 2-3-4 класса - "Приключения Тома Сойера" и "Остров сокровищ". Сильно позже - Сабатини.


С другой стороны - а что из перечисленного читают современные подростки?  
Tags: из недодуманного, литературное
Subscribe

  • (no subject)

    Само понятие "социальный лифт" означает? что человек возносится из низов общества на верхние этажи, минуя промежуточные ступеньки, на которых…

  • (no subject)

    "Современное искусство" не зря так пропагандируется и привлекает большие деньги. Это не только бизнес, но и шибболет для допущенных к пониманию его…

  • (no subject)

    Бакинский купец. Персики, халва, пахлава, ткани из Шираза. В этом образе он органичен.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Само понятие "социальный лифт" означает? что человек возносится из низов общества на верхние этажи, минуя промежуточные ступеньки, на которых…

  • (no subject)

    "Современное искусство" не зря так пропагандируется и привлекает большие деньги. Это не только бизнес, но и шибболет для допущенных к пониманию его…

  • (no subject)

    Бакинский купец. Персики, халва, пахлава, ткани из Шираза. В этом образе он органичен.