humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Categories:
  • Music:

Про филологов - 2

Восставшие филологи в качестве ключа к образованию рассматривают школьный курс литературы и связанное с ним сочинение - текст, в котором абитуриент демонстрирует свою способность связно излагать свои мысли.
И вот эта идея вызывает большое сомнение.

Для чего вообще предназначено преподавание литературы в школе? Зачем детей и подростков целенаправленно знакомить с беллетристикой? Правильных ответов будет два:

1. Для того, чтобы дети осваивали богатства мировой культуры, постигали богатство языка и художественных образов, учились видеть сложность жизненных коллизий на примерах, написанных мастерами слова. Т.е. – развитие художественного восприятия мира, расширение кругозора.

2. Для того, чтобы, обсуждая литературные произведения, дети учились формулировать свои мысли и аргументировать их устно и письменно. Т.е. – риторика, основа основ образования.

В классической системе образования это делали на материале классических языков и классической литературы. Латынь и греческий хорошо структурировали мышление и учили воспринимать нюансы смысла сказанного, а классические тексты давали обильный материал для размышления. В конце концов, нельзя же было изучать поэзию Пушкина при живом Пушкине, а Плутарх, Вергилий и Тацит сами были способны за себя постоять.

В СССР реакционную латынь отвергли и решили учить логическому мышлению на основе математики (которая сводима к придуманным человеком аксиомам), а риторике - на основе русской классической литературы, отобранной по признаку социальной значимости и расположенной по хронологическому принципу.

Замысел, естественно, был хороший: учить разумному, доброму и вечному на гражданственной лирике и социально-значимой проблемной прозе русских писателей. Поэтому школьники знакомились с Гоголем по «Мертвым душам» и «Ревизору», из Тургенева читали про режущего лягушек Базарова, штудировали статьи Белинского и Добролюбова, конспектировали идеологическую прозу Чернышевского и Горького. «Кто построил эту железную дорогу, папенька? – Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька» - и дальше про тяжкую долю рабочего.

Дабы с социальной значимостью все было в порядке - детям давали писать сочинения с заданным ответом: "Катерина - луч света в темном царстве", "Пушкин и декабристы" - каждый, кто учился в советской школе, может продолжить список. По существу это была школа лицемерия, которая неплохо готовила пионеров к написанию заявления о вступлении в ряды ВЛКСМ. Я сам писал вступительное сочинение в Московский университет по "Старухе Изергиль" и находил там параллели и смыслы, которых Горький явно не закладывал.

Да само обучение в университете начиналось с того, что студент изживал в себе написателя школьных сочинений. Студентам приходилось объяснять, что в научной работе нельзя ставить перед собой цель что-то доказать – потому что это что-то обязательно будет доказано, все нужные факты лягут в заданную концепцию, а ненужные даже на ум не придут. Кто не смог преодолеть в себе результаты школьного курса литературы – уходили с истфака или становились начетчиками.

Филологи, разумеется, курс литературы защищают, и их трудно в этом упрекнуть: они любят и профессионально знают русскую литературу. Но они и мировую литературу знают – мало кто сравнится с филологами в объеме прочитанного за время обучения. И анализируют они эту литературу с точки зрения филолога, а не политрука.

Поэтому – не надо длить агонию и прививать детям отвращение к Булгакову, как раньше прививали отвращение к Тургеневу. Курс литературы, как он существует с 1930-х гг. по сей день, надо отменять.

Tags: из недодуманного, литературное, образование
Subscribe

  • (no subject)

    Тут возникал вопрос: почему власти сами создают революционный класс - оторванный от корней и лишенный жизненных якорей офисный пролетариат из…

  • (no subject)

    Отчего же такой пессимизм в отношении способности Российской Федерации всех решительным образом превозмочь? А оттого, что на пропаганду поставлены…

  • (no subject)

    " Вчера я впервые видел и слышал человека, который в довольно широкой аудитории прямо так, без обиняков, от души сказал: "Я хочу, чтобы господство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • (no subject)

    Тут возникал вопрос: почему власти сами создают революционный класс - оторванный от корней и лишенный жизненных якорей офисный пролетариат из…

  • (no subject)

    Отчего же такой пессимизм в отношении способности Российской Федерации всех решительным образом превозмочь? А оттого, что на пропаганду поставлены…

  • (no subject)

    " Вчера я впервые видел и слышал человека, который в довольно широкой аудитории прямо так, без обиняков, от души сказал: "Я хочу, чтобы господство…