humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Category:
  • Music:

О высшем образовании - 1

Чего хотят граждане - понятно. Они хотят попроще.
Родители (и их абитуриенты) - поступить бесплатно, иметь гарантию. что не отчислят, не посадят в зону-малолетку по  половозрастному признаку призовут в армию, будут добросовестно учить применимой для заработка профессии и в конце туннеля дадут авторитетный диплом. (Богатые родители - то же самое, но чтобы можно было за деньги; купить услугу). Кто из родителей откажется от такой возможности для своих детей?
Студенты - учиться (не слишком напряжно, но без профанации), получить профессию, авторитетный диплом и впоследствии без стыда говорить об альма-матер.
Доступность поступления активно поддерживают власти, которым хочется, чтобы для широких масс общества оставался работающий социальный лифт, позволяющий выходцам  из социального большинства надеяться на честный путь к жизненному успеху. Выдвижение достойных - это принцип меритократии, это хорошая цель.
Разумеется, тут есть внутренние противоречи. Например, как сочетаются требования "учить добросовестно" и гарантия неотчисления? Доступность для всех желающих - и авторитетный диплом? Как отобрать достойных, если такой же диплом - у усидчивого тупицы или мажора?

Чего хотят преподаватели? Тут сложнее, их корпоративные интересы распадаются на экономические и профессиональные.
Экономические интересы сводятся к пристойной зарплате, с которой можно не бегать по подработкам и сосредоточиться на преподавании и научной работе. Кто-то - только на преподавании, кто-то - в основном на науке.
Профессиональные же их интересы лежат совсем в иной плоскости. Преподаватели ВУЗа - это люди научной сферы по преимуществу. Они составляют корпорацию людей, которые обладают умением создавать новое знание в своей области специализации (естественнонаучной, технической, гуманитарной и т.д.), а также обучать желающих.
Для них студенты - не покупатели услуги, а неофиты, желающие научиться знаниями и умениям у людей, которые этими знаниями обладают. После завершения курса обучения этих неофитов примут в круг коллег, и даже если они не будут работать по специальности - все равно смогут говорить на одном языке с теми, кто продолжает работать на самовоспроизводство круга людей науки. Человека со стороны этот круг, между прочим, тоже примет (хотя некотрое первоначальное предубеждение неизбежно), потому что для кооптации важна способность создавать новое знание, а не выданный сертификат. 

Разумеется, такой подход в корне противоречит идее учить максимально широкий круг желающих. Дело не в том, что он необоснован экономически - обучать можно и нужно только хорошего, годного студента. Годный студент - это тот, кто желает и способен учиться, мотивирован перенимать у своих учителей знания и умения. Негодный же студент, который не учится, а реализует право на образование как оплаченную обществом услугу, должен быть удален из аудитории, потому что мешает преподавателям и годным студентам заниматься интересным для обеих сторон делом - передачей знаний и умений.

Разумеется, принцип кооптации годных неофитов в научный круг в корне противоречит принципу реализации права масс на социальный лифт. При этом обществу (в лице государства) нужно:
а) обеспечить пристойный уровень воспроизводства научного круга; 
б) гарантировать социальный лифт для выходцев из социального большинства;
в) пристроить юных мажоров (дабы не портили жизнь добросовестным студентам).

В позднесоветское время эти задачи худо-бедно решали и тут же осложняли их решение.
Например, для мажоров были свои учебные заведения типа МГИМО - своего рода дипломатический техникум для детей начальства. Но и в других ВУЗах при высоких барьерах вступительных экзаменов существовали квоты для слабо говорящих по-русских мажоров из национальных республик. Льготы были для отслуживших срочную в армии - как будто армейская служба что-то добавляла к качествам абитуриентов помимо криминального взгляда на мир. Принципиально их влияние процесс обучения мало отличалось от влияния нынешних платных студентов.

То есть противоречие существует, и нет никакой общественной силы, которая могла бы его разрешить: тупо повысить зарплату преподавателям, сократить набор студентов, ввести запретительные проходные баллы для непригодных. Она в интересах научного сообщества и общества в целом - но против нее категорически выскажутся родители и абитуриенты.
Такого рода меры неспособен провести и Господин Дракон - потому что в схватке с господами системными либералами ему пришлось лишиться идеологической девственности и апеллировать к поддержке масс. А массы хотят дешево и для всех.
Решиться на проведение крайне непопулярной внутренней политики был способен только непокобелимо уверенный в своей популярности ЕБН, но им тогда его авторитет за 2 года превратился в пепел. 
А господам системным либералам и рупору их, ленточной оппозиции - плевать с высокой колокольни на будущее образования в стране. У них есть Высшая Школа Экономики, адепты которой только что записали в неэффективные ее прямого конкурента в борьбе за симпатии абитуриентов и будущее экономической мысли в России - РГТЭУ.
Кто бы сомневался.
Tags: образование, правые и левые
Subscribe

  • (no subject)

    Первой перешедшая на бездымный порох, Франция к 1914 г. произвела 268 000 револьверов mle 1892. Затем до июля 1915 г. на MAS было произведено еще 40…

  • (no subject)

    Тут городская прокуратура объявила, что снос Железного Феликса был незаконным. Не соответствовал, то есть, законам СССР. Странно, что они при этом не…

  • (no subject)

    Выбор между старороссийским и советским - в значительной мере эстетический. Одним нравятся непреклонные офицеры по пояс в воде, другим -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • (no subject)

    Первой перешедшая на бездымный порох, Франция к 1914 г. произвела 268 000 револьверов mle 1892. Затем до июля 1915 г. на MAS было произведено еще 40…

  • (no subject)

    Тут городская прокуратура объявила, что снос Железного Феликса был незаконным. Не соответствовал, то есть, законам СССР. Странно, что они при этом не…

  • (no subject)

    Выбор между старороссийским и советским - в значительной мере эстетический. Одним нравятся непреклонные офицеры по пояс в воде, другим -…