Но для того, чтобы они произошли, необходимо появление массового количества инновационных предприятий, которые бы обслуживали военное производство. Только при этом условии деньги будут поступать не в карманы современной версии красных директоров, а конечному потребителю, то есть питать экономический рост.
Россия за последние 20 лет показала, что отсутствие реальной трансформации в военно-промышленной сфере превратило ее в уникальную страну: мы единственная значимая экономика мира, в которой сфера инноваций и науки с одной стороны, объем военного заказа с другой, и экономический рост с третьей, не связаны друг с другом вообще. И колоссальный рост объема военных затрат последних лет никак не повлиял на техническую оснащенность армии, благосостояние военнослужащих и скорее оказался негативным по причине того, что именно этими затратами, в частности, оправдывался рост налоговой нагрузки на малый бизнес, осуществленный, между прочим, под руководством Алексея Леонидовича Кудрина.
Справедливости ради, Дмитрий Олегович за последнее время сделал ряд шагов, которые имеют возможность превратиться в правильные меры для подобных структурных преобразований. Среди них, например, создание Фонда прикладных исследований. Однако реализуются эти инициативы в отрыве не только от частных производителей высокотехнологичной продукции, но и от других государственных инициатив в сфере модернизации экономики, как-то технопарков, проектов Сколково и Роснано. Это прямое следствие того, что в правительстве до сих пор доминирует тот же самый неолиберальный подход к экономики, по которой все вопросы решаются исключительно объемом финансирования, а это в корне неверная тактика в нынешних условиях.
С моей точки зрения, следует обратить самое пристальное внимание на опыт столь нелюбимых нами Соединенных Штатов Америки, в которых одно из первых действий президента Обамы было введение позиции главного национального директора по технологиям, подчиняющегося напрямую президенту. Он координирует все государственные закупки новых технологий в стране, как на военные, так и на гражданские нужды. И работает с опорой, прежде всего, на инноваторов, на продвинутых технологических предпринимателей. Благодаря этому американский бизнес, а вместе с ним и все американское общество, любят своих военных и военное производство, а увеличение ассигнований на эти нужды встречают понимание у значительного количества граждан страны.
Вопрос только в том, способна ли современная бюрократия создать параллельную схему управления в обход ныне существующей.
И да, вместо думы нужна Комиссия по составлению законов - пусть лучше прожженные юристы пишут регламенты, чем профессиональные демагоги упражняются.