humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Category:
  • Music:
Александр Васильев прокомментировал текст господина Галковского
За Галковского

Галковского интересно читать, когда не разбираешься в том, о чем он пишет.

Ну, например. Пишет он про фильм "Холодное лето 53-го". Пишет критически - ругает. Вот, казалось бы - фильм с очевидным антитоталитарным пафосом, антисоветский можно сказать.

Но вот Галковский умудряется представить дело так, что сам ругает его именно со своих специфических антисоветских позиций.

Но это ладно. Дело такое. Кино в конце концов на то и искусство, чтобы критиковать его с разных идейных и эстетических позиций.

Но вот Галковский на первый взгляд неожиданно, но вместе с тем и очень верно определяет жанровую принадлежность фильма. "Холодное лето" это вестерн - пишет Галковский.

Прочитав это у меня все встало на свои места - фильм я люблю, а я фанат вестернов. Картинка сложилась.

Очень удачно Галковский указывает и жанровый контекст в советском кино - «Неуловимые мстители» и «Свой среди чужих, чужой среди своих», к чему, конечно, стоит добавить и "Белое солнце пустыни".

Но вот что пишет Галковский дальше:

"режиссёр, севший в чужие сани, застрял на полдороге, так что получилось ни туда, ни сюда. Для вестерна слишком занудливо и многозначительно, а для психологической драмы - ситуационно неправдоподобно

Вероятно, чтобы исправить положение, надо было воспроизвести каноны вестерна полностью – с хепи-эндом, бОльшим экшеном и чёрным юмором."

Ну и далее он пишет о том как было бы на его взгляд правильно выдержать фильм "в канонах вестерна", а выдержать не смогли, потому что "советское рабство" помешало.

Читаешь это и понимаешь - это всё! Эпикфейл!

Потому что у Галковского представление о вестерне на уровне вечно порицаемого им "совка" - т.е. представление, во-первых, дилетантское, а, во-вторых, карикатурное.

Т.е. он видел советский мультик "Раз ковбой - два ковбой", чешскую комедию 1964-го (что важно!) года "Лимонадный Джо", а так же "Золото Маккены" и "Великолепную семерку" в советском кинотеатре. Всё.

Весь спагетти-вестерн Леоне, Корбуччи и даже известный советскому зрителю Дамиани прошел мимо него.

Точно так же как прошел мимо и ревизионистский вестерн Нового Голливуда – «Бутч Кэссиди и Санденс Кидд» (на минуточку – самый кассовый вестерн, Оскар за лучший сценарий), фильмы Сэма Пекинпы «Дикая банда» (который вообще считается вехой в киноискусстве благодаря новаторской технике съемки и монтажа, а также откровенным сценам насилия) и «Пэт Гэррет и Билли Кидд» (для которого Боб Дилан, снявшийся в роли 2-го плана, написал бессмертную «Knockin' On Heaven's Door») или, например, «The Hired Hand» (снятый Питером Фондой после феноменального успеха «Беспечного ездока») ...

Список можно продолжать (заметьте – я не бью ниже пояса оставляя за скобками «Крота» Алехандро Ходоровского).

Ну и, наконец, конечно же мимо Галковского прошли и современные образцы жанра такие как «Мертвец» Джармуша с Дж.Деппом, «Железная хватка» братьев Коэнов, «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» с Брэдом Питтом, «Предложение» по сценарию Ника Кейва и т.д.

Все они до невозможности занудны, чрезвычайно многозначительны, в них минимум экшена (чем меньше – тем выше художественная ценность), естественно в них нет вообще никаких лавстори, и уж едва ли не обязательно – отсутствие хеппи-энда.

Все эти фильмы нарушают то, что Галковский считает «канонами вестерна» и что не является таковыми с середины 1960-х годов. Более того, нарушение, т.е. «ревизия» этих канонов само по себя с тех самых пор является каноном для заметных произведений этого жанра.

Но незнание всех этих тонкостей простительно советскому человеку, поскольку они объективно были закрыты от него железным занавесом, а когда занавес сняли советскому человеку было уже не до кино.

Так что «Холодное лето 53-го» просто отлично воспроизводит всё, вот уже полвека необходимо для стоящего вестерна, а значит, вся построенная на этой идее дальнейшая критическая аргументация рассыпается как карточный домик.

И вы знаете... Не могу утверждать, но подозреваю, что вот так у Галковского всё.


Помимо того, что у автора вообще очень грамотный комментарий к построениям господина Галковского, а в комментах бушуют фоннаты интеллектуального превосходства Дмитрия Евгеньевича.

В чем состоит сюжет фильма "Холодное лето пятьдесят третьего"?
В некий заброшенный поселок приезжает банда беспредельщиков. Власть растеряна и ничего не может предпринять, представитель правопорядка погибает в схватке с преступниками. В дело вступает главный герой, который превращается из опустившегося человека в жесткого и беспощадного бойца. Его товарищ погибает, погибает девушка, но дело сделано: герой встал во весь рост, совершил подвиг и уходит в неизвестность.
Это классическая тема вестерна. Герой ведь вовсе не обязан получить главный приз - руку красавицы, сундук с золотом и всеобщее признание. Наоборот, ганфайтеру нет места в нормальной жизни, он своим присутствием напоминает людям об их собственном малодушии, об их уязвимости, о ничтожности границы между мирной жизнью и кровавой кашей. Герой исчерпал свою задачу и должен уйти. Так заканчивается классический "Шейн".

Должно ли добро одержать победу над злом?
Вот у нас Клинт Иствуд. Бывший бандит (не просто бандит - жестокий детоубийца), оказавшись в сложном положении, без особых терзаний берется за старое и за деньги убивает двух явно не заслуживших смерти людей и похожего на постаревшего Уэйна шерифа. А потом уезжает, на вырученные деньги открывает дело и считает себя нравственным человеком. Так заканчивается "Непрощенный".

Потому что правда искусства не должна вступать в кардинальное противоречие с правдой жизни. А вот у господина Галковского представления об искусстве остались где-то на уровне советского учебника по литературе.
Tags: важнейшее из искусств
Subscribe

  • (no subject)

    Пару дней назад вспоминал как образец утраченного стиля. The Avengers крутили у нас где-то в самом начале 90-х, тогда наши телевизионщики вывалили…

  • (календарное)

  • (no subject)

    Facebook post Чем примечателен данный отрывок из озеровской экранизации романа Первенцева? Разумеется, не тем, с каким восторгом его сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments