humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Category:
  • Mood:
События в "математической" 57-й школе очень показательны. "Математической" - потому что с 1965 по 1987 год такой же номер носила и вполне нормальная, без всякой "элитности" школа - средняя спецшкола №57 г. Москвы с углубленным изучением немецкого языка (ныне - №1212), где педагогческими утопиями не страдали, а просто добросовестно учили школьников. Показательны они с точки зрения судьбы педагогической утопии.

В нормальной неутопической школе между учеником и учителем существует заведомая дистанция: классное руководство, предметные часы, допзанятия, план по четвертям и т.п.
Школьник естественным образом противостоит преподавательскому корпусу и администрации: опаздывает, прогуливает, лодырничает, хулиганит, получает замечания за поведение и не выполненные домашние задания, родителей тягают в школу. Он автономен.

А вот там, где культивируется ненасильственная педагогика, неформальное общение учителей и учащихся - там дистанция нарушена, и личная автономия школьника нарушается в гораздо большей степени.
И если в обычной школе личная порядочность учителя важна, но не критична, то здесь учитель по неосторожности или неграмотности может свернуть мозги сотням подростков.
А если учитель умелый и талантливый, но при этом негодяй - будут происходить истории, как в "математической" 57-й школе.

Тут, кстати, еще вопрос - а насколько профессионален был этот закончивший МГПИ им. В.И. Ленина историк? Система-то закрытая. А бывшая его ученица на полном серьезе пишет, что профессиональный историк (то есть действующий исследователь) должен иметь политическое мышление и критиковать власть - хотя какое отношение политические взгляды вообще имеют к профессиональной работе историка?

Я проработал в школе учителем истории 1998-1999 учебный год - во всех классах. Ученики были разные, интересующиеся и хамоватые. И позиция администрации была разная в разных случаях, но один момент я запомнил очень хорошо. Я вел дополнительное занятие с проблемной 8-классницей. Дверь открывалась, в коридоре шумели, и я закрыл ее на ключ. Завуч постучала, заглянула, увидела нормальную обстановку: на рабочем столе раскрыты материалы, школьница за 3-й партой с учебником и тетрадью. Посмотрела на меня и негромко, со смыслом сказала: "Не запирайтесь".
Потому что не может быть у учителя с ученицей никаких тайн, никакого закрытого для других общения. Все тайны - для семьи и личной жизни.

А педагогическая утопия - это вредно.
Tags: из недодуманного, образование
Subscribe

  • (no subject)

    Тут городская прокуратура объявила, что снос Железного Феликса был незаконным. Не соответствовал, то есть, законам СССР. Странно, что они при этом не…

  • (no subject)

    Выбор между старороссийским и советским - в значительной мере эстетический. Одним нравятся непреклонные офицеры по пояс в воде, другим -…

  • (no subject)

    Моя досточтимая friend Elena Mandryko сообщила, что «градозащитники в ужасе от проекта высотки у здания Центросоюза на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments

  • (no subject)

    Тут городская прокуратура объявила, что снос Железного Феликса был незаконным. Не соответствовал, то есть, законам СССР. Странно, что они при этом не…

  • (no subject)

    Выбор между старороссийским и советским - в значительной мере эстетический. Одним нравятся непреклонные офицеры по пояс в воде, другим -…

  • (no subject)

    Моя досточтимая friend Elena Mandryko сообщила, что «градозащитники в ужасе от проекта высотки у здания Центросоюза на…