humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Categories:
  • Music:
Граждане спрашивают, почему нужно непременно выжечь напалмом прекрасную школу с ее замечательными традициями.

Спрашиваете - отвечаем.
Потому что
"Я закончила школу год назад, и, к своему несчастью, в последних классах знала все, о чем сейчас пишут и говорят, и многое из того, о чем говорить не станут. Для меня это никогда не было просто сплетнями, я знала наверняка. И самое страшное, что мне тогда не казалось это чем-то неправильным, мне просто было все равно, как было все равно ученикам, которые знали, учителям, которые говорят, что не знали, нам всем. Потому что на первом уроке в 9ом классе нам сказали, и продолжали повторять, что мы особенные, лучше, умнее, чем все остальные, а значит, нам можно немножко больше. Нам давали понять, прямо или косвенно, что мы не совсем дети, а уже немножко взрослые.
Потому что
"поступив в институт, я как-то сразу начала общаться именно с выпускниками 2-й, 57-й, 91-й, и 18 интерната, моего года выпуска (1985) или чуть старше. И, опять-таки, не знаю, почему, эти дети (а нам тогда, между прочим, было еще по семнадцать в основном, а некоторым вундеркиндам даже и того меньше), довольно быстро и довольно подробно стали мне рассказывать какие-то совершенно дикие, ну, на мой деревенский вкус, истории, которые происходили в их невероятно крутых школах. Забавно, что все они очень смешно и важно, ну, опять-таки, на мой взгляд, кичились своей принадлежностью к высшей касте, и рассказы их носили "шикарный", высокомерно-богемный, оттенок "настоящей жизни" и вседозволенности. Повторю: я сама тогда была совершенное, хотя и довольно наглое, дитя, и легко принимала на веру и факты, и интонацию... И слушала их практически открыв рот, хотя изо всех сил старалась делать вид "нуачотакого". Ну, подумаешь, студенты-выпускники продолжали ходить в свои школы чтобы снять там себе девочку или мальчика. Ну, подумаешь, выпускницы универа ходили в школу и дефлорировали там старшеклассников. Конечно, у нас в деревне такого веселья не было, куда нам... Но не могла же я прямо так о этом сказать, это было бы не круто :). А матшкольники рассказывали все это так ярко, залихватски, и с бравадой, что было совершенно ясно: они сами в большом восторге от себя, и, собственно, только так и надо жить настоящим людям. Еще раз хочу сказать: эти дети были правда совершенно прекрасны... То есть, я к чему: несмотря на некоторое высокомерие и кашу в голове, это, действительно, были совершенно чудные, добрые, умные и интересные дети.
И вот довольно быстро, буквально через год-другой, когда эти люди привыкли ко мне, некоторые из них начали рассказывать мне совсем другие истории. Все они были связаны, как вы понимаете, или с 57-й школой, или с одним очень известным учителем, который кочевал между. Истории эти были совсем другими по тону. Собственно, это были очень пугающие, болезненные, полные унижения и чувства детского бессилия истории про насилие, которыми подвергались сами рассказчики или их близкие друзья. Почему они рассказывали это мне - я не знаю. Я не задавала себе этого вопроса. Мне казалось, мне просто рассказывают то, что и так все знают. Типа, чтобы я тоже была в курсе, раз я теперь почти своя.
Дорогие товарищи, я хорошо помню кампанию против спецшкол в середине 1980-х гг.
Мы у себя в 57-й школе здорового человека читали статьи в центральных газетах и удивлялись накалу критики. О каких извращениях идет речь? О какой вседозволенности? Где тут мажоры на папиных "Волгах", фарцующие прямо в коридорах и ни в грош не ставящие учителей?
Нет, мы были в курсе. что спецшколы "с углубленным изучением немецкого языка"  котируются ниже "английских" спецшкол, в которых учатся дети сильно более высокопоставленных родителей, чем населяющие окрестности Октябрьского поля ИТР.
Но советские языковые спецшколы по сути отличались от нормальных только объемом преподавания языка (мне хватило на поступление на истфак в 1989 г., но этого было совершенно недостаточно для чтения научной литературы) и тем, что помимо детей "с района" в них запихивали детей всего окрестного начальства (у нас в 1 "Б" в 1977 г. было 42 человека, заканчивали в 1987 г. - меньше 30 чел.). Все остальное было на общих основаниях: партийная, комсомольская и пионерская организация, дисциплина на уровках (это у кого как удавалось, на математике стояла тишина, на химии - на головах ходили), естественная дистанция между взрослыми учителями и школьниками-подростками, вызовы родителей в школу, неизбежные детские конфликты, смягчившиеся по мере взросления и сменившиеся проблемами пубертатного буйства.
Мы и подумать не могли, что в физматшколах взращивают особую породу сверхчеловеков, неспособных увидеть очевидное.
Когда подросток видит рядом с собой грязь, но отторгает ее и вырабатывает (либо принимает извне) свой собственный свод правил взаимодействия с этой грязью - это явление очень распространенное, так жила и живет вся страна.
Когда подросток не видит грязи рядом с собой - это вполне возможно; нередко и взрослый человек неспособен вместить, что не входит в круг его представлений о допустимом. Я вот много чего не понимал об изнанке советского общества, пока не оказался в стройбате.
А вот когда подросток видит рядом с собой грязь, но при этом сами же запачканные люди его учат возвышенному - он превращается или в циника или социального шизофреника, у которого постоянно сбоит представление о норме.

Именно такоим было позднесоветское общество, которое вынуждено было вмещать советские мифы с реальной социальной практикой того самого начальства, которое эти мифы насаждало. Прошла четверть века - а людей до сих пор корежит, даже православные священники-сталинисты появились.

Вот и здесь будет также. Пройдут годы, и какая-нибудь кликуша будет повторять: при Менделевиче зря никого не ебали, а Меерсон был прекрасный учитель.

И все бы ничего - но ведь дети же.


Tags: из недодуманного, либеральные либералы, образование
Subscribe

  • (no subject)

    Тут возникал вопрос: почему власти сами создают революционный класс - оторванный от корней и лишенный жизненных якорей офисный пролетариат из…

  • (no subject)

    Полгода с хвостиком (хороший хвостик - за такое время женщина ребенка вынашивает) назад одновременно в нескольких ЖЖ (и за его пределами) шла…

  • (no subject)

    Отчего же такой пессимизм в отношении способности Российской Федерации всех решительным образом превозмочь? А оттого, что на пропаганду поставлены…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • (no subject)

    Тут возникал вопрос: почему власти сами создают революционный класс - оторванный от корней и лишенный жизненных якорей офисный пролетариат из…

  • (no subject)

    Полгода с хвостиком (хороший хвостик - за такое время женщина ребенка вынашивает) назад одновременно в нескольких ЖЖ (и за его пределами) шла…

  • (no subject)

    Отчего же такой пессимизм в отношении способности Российской Федерации всех решительным образом превозмочь? А оттого, что на пропаганду поставлены…