humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Category:
Разумеется, празднование Дня Победы 9 мая - гражданский культ. Ежегодно повторяющийся ритуал, в котором прославляется победа над опаснейшим врагом, который угрожал русскому народу гибелью или как минимум - тяжелыми потерями и утратой любой государственности.
В этом ритуале участвуют миллионы людей - частью по долгу службы (представители государства), частью в обязательном порядке (потому что административная дурь толкает чиновников надевать пилотки и георгиевские ленточки на детей в детском саду), но в основном - совершенно добровольно.
В значительной степени это инерция: непосредственная эмоциональная связь с событиями поддерживается только при жизни людей, которые в них так или иначе участвовали. И чем дальше - тем больше эта связь будет слабеть, и тут никакая государственная накачка не поможет.

Советские товарищи это обстоятельство тоже осознают и стремятся найти в ритуале высокий религиозный смысл - так появляются формулировки про "советскую Пасху" и "советское Благовещение", проводят аналогию между шествием "Бессмертного полка" и крестным ходом.
Проблема этой трактовки в том, что она описывает внешнюю сторону событий. Для христиан в Страстную седмицу умирает, а в Пасху воскресает Бог, который принял на себя первородный грех человечества и освободил людей для того, чтобы они смогли стать лучше.

Ничего подобного в советско-постсоветском культе Победы нет - есть торжество над поверженным врагом и оплакивание колоссальных жертв. Война как искупление не рассматривается в принципе - только как подвиг народа, ответившего на вероломное нападение.
В этом состоит принципиальное различие.

Религиозный взгляд на войну заключается в том. что Господь допустил вторжение сильного и жестокого врага, дабы люди смогли проявить свои лучшие качества. И чем больше повреждение нравственности, чем больше грех - тем тяжелее испытание.
В этом смысле жертвы 1941-1945 гг. - расплата народа за революцию и ее последствия. И одновременно - знак того, что Бог от России как страны и народа не отступился; в противном случае испытание приходило бы к каждому персонально.

Такое понимание вызывает у советских товарищей яростное отторжение: "То есть как это мы в чем-то можем быть виноваты?" То есть христианскую фразеологию они использовать готовы, а христианский смысл в нее вкладывать отказываются.
Tags: russia irredenta, из недодуманного, история, патриотические патриоты, правые и левые
Subscribe

  • (no subject)

    (на бегу) Так вот, по поводу неприятия глупыми гражданами прививок, боязни ГМО и проч. Ну, которых надо железной рукой к здоровью популяции тащить…

  • Вы растоптали мои эдельвейсы

    1972, Сан-Ремо Джильола Чинкветти исполняет песню Gira l'amore, слова и музыка D. Pace и Mario Panzeri Это безусловный хит, в следующем году…

  • Англофоны идут лесом...

    И что характерно - никаких caprice d'enfant. Только ho sbagliato con te, только признание вины

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments