В двенадцать поехал в город "в мальчики" в молочно-торговую компанию купца Сумакова. По договору должен был отработать пять лет без жалования. Купец обязывался кормить и худо-бедно одевать ребенка и всё.
Рабочий день у купца был шестнадцать часов, две сегодняшних нормы. Выходных - всего два в год: первый день Пасхи и первый день Рождества.
Работы самые тяжелые и грязные - носить тяжеленные мешки и бидоны, вычитать грязь, полировать мокрыми опилками до одурения медяшку в лавке, чтобы блестела. Никакой школы, конечно, ребенку положено не было.
Попросту некогда, работать надо, да и платить за гимназию купцу не с руки. Чему выучится сам, перенимая работу у приказчиков, - тем и поумнеет.
Стоит ли удивляться, что когда грянула Революция, юный Катуков добровольцем пошел свергать "добренького царя"? Никогда бы пареньку из деревни не подняться до танкового маршала при царе
Что замечательно в этом тексте?
Прежде всего - то, что он целиком подается как воспоминания Катукова, хотя собственно воспоминаний там незакавыченный кусок в середине - естественно, тех, которые он счел возможным привести в книге, составленной советским литзаписчиком.
По описанию выходит, что был это малограмотный сельский паренек, которого всему научила и все дала советская власть, а так бы он никем стать не смог - работал прислугой в трактире. В школу же ходить не мог, да и чему бы он в той ЦПШ научился - читать по складам, да считать гроши.
Между тем, Михаил Катуков в 12 лет с похвальной грамотой окончил сельское начальное училище. Работал в молочной фирме посыльным, Работа была тяжелая, утомительная и за чаевые, но жил он на всем готовом; на свои заработки смог купить ружье. При этом находил время, много читал. Любил приключенческую литературу и знал наизусть пушкинскую "Полтаву".
Через 5 лет вышел в приказчики - но наступил 1917 год, и все заверте. Вернулся в родное село, оттуда в 1919 г. был призван в Красную Армию.
Смог бы он стать офицером в старой армии, если имел такую склонность? В мирное время - скорее всего, нет: не хватало образования. А вот в военное - с большой вероятностью. Унтер-офицерский чин - школа прапорщиков - и все обер-офицерские чины доступны.
Именно такой путь проделал П.И. Батов: начальная школа - посыльный в торговом доме - экзамены экстерном за ВНУ - унтер-офицер - направление в школу прапорщиков. Если бы не революция - стал бы офицером военного времени.
Конечно, в мирное время офицеров без специального образования увольняли в запас, так это и в СССР сделали после 1945 г.
У крестьянского сына Н.Ф Ватутина жизненный путь отличается: церковно-приходская школа - земское начальное училище (окончил с похвальным листом) - коммерческое училище (со стипендией). Училище не окончил из-за революции. А окончил бы - при желании мог поступить в военное училище и дослужиться хоть до фельдмаршала.
Вот, скажем, крестьянский сын В.Г. Болдырев прошел маршрутом ЦПШ - городское училище - землемерное училище - военное училище. Генерал-майор, при Временном правительстве - генерал-лейтенант.
Но вообще-то для учившегося крестьянского сына и в гражданской жизни пути были открыты.