humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Categories:
1. Режим работы транспорта определяется политическом руководством территории. Если речь идет об иностранном государстве - оно может делать с автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и линиями электропередач что угодно: национализировать, приватизировать, облагать налогами, ограничивать доступ или вовсе демонтировать.
За пограничным столбом начинается добрая воля сопредельного государства, определяемая его политическими и экономическими интересами.

2. Когда СССР строил трубопроводы в Европу, его фактическая граница проходила по западной границе стран ОВД. О какой-то самостоятельности Польши, ГДР, Чехословакии, Болгарии и Венгрии там, где высказался СССР, и речи не было.
Потом СССР ушел в прошлое, а работа трубопроводов стала зависеть от доброй воли каждой из транзитных стран. Газовые битвы с Украиной показывают, чего эта добрая воля стоит.

3. В этой ситуации Газпром (прямой наследник Министерства газовой промышленности СССР) продолжил прежнюю политику в принципиально новых условиях. Результат мы можем видеть сейчас:
РФ: "мы хотим к вам построить газопровод, за здравствует взаимовыгодное экономическое сотрудничество".
Кто угодно: "а что мы за это будем иметь?"
Раз за разом этот диалог повторяется, разве что экономические требования время от времени сменяются политическими. Но Газпром и политическое руководство РФ повторяют эти попытки с настойчивостью курицы, которая с с отрубленной головой носится по двору.
А была бы голова на плечах - тянули бы трубопроводы только к сопредельным странам, а дальше возили по морю газовозами - и пусть уже сами на своей территории разбираются в своем законодательстве. Получится дороже, но гораздо надежнее.

4. Между тем, претензии стран Европы вполне рациональны: они у себя дома хозяева, они суверенны на своей территории, у них есть своя выработанная антимонопольная политика, их не устраивают условия, предлагаемые нашими деятелями.
Вообще совместные предприятия в политике и экономике организуют люди и страны, которые в них заинтересованы.
Например, если сейчас окончательно додавят Армению, то Турция, Азербайджан и Туркмения очень даже будут заинтересованы в строительстве транзитного трубопровода, и даже ветка в Грузию будет. И Армения получит участок трубы как средство пропитания, раз уж территорию отдать заставят.
А вот в строительстве любых российских трубопроводов там никто не заинтересован, потому что с их точки зрения России и так в Закавказье слишком много. Россия - их конкурент за ресурс.
С ЕС та же самая история: с их точки зрения России слишком много, они конкурируют с Россией за новые лимитрофы. Разумеется, никакой доброй политической воли от них дождаться не получится, тут никакие розовые очки не помогут. Газ - купят. На своих условиях, потому что флот газовозов в мире большой.

5. Собственно, сходная история и с военной активностью РФ. Глупо строить военные базы и разворачивать группировки там, куда невозможно гарантировать свободный доступ в любой момент, и все зависит от доброй политической воли третьих стран.
Особенно если эти страны - конкуренты за ресурс (как ЕС и США) или тем более цивилизационные противники (как Турция).
Да, это про российскую группировку в Сирии, которая полностью зависит в снабжении от доброй воли США (контролирующих Средиземное море) и Турции (контролирующей Проливы).
Тут только и остается, что кукарекать про равноудаленность от сторон в нынешней войне в Закавказье и призывать к мирному урегулированию. Сделать-то ничего нельзя.

6. Собственно, на будущее.
Союзники - это страны с общим противником, победа над которым превалирует над прочими интересами. Общее прошлое - не повод для дружбы, если нет общего будущего.
Нельзя ставить себя в зависимость от доброй воли стран, с которыми нет осознаваемой обеими сторонами долгосрочной общности интересов и реальных союзнических отношений.
От результатов нынешней войны в Закавказье мы еще наплачемся. Протратить единственного реального союзника в регионе - это уметь надо.
Tags: russia irredenta, из недодуманного, патриотические патриоты
Subscribe

  • (no subject)

    Взрослый, умный и знающий эпоху человек всерьез рассуждает, как интересно было бы родиться в 1913-1915 гг. и оказаться в 1930-х, когда общество было…

  • (no subject)

    Само понятие "социальный лифт" означает? что человек возносится из низов общества на верхние этажи, минуя промежуточные ступеньки, на которых…

  • (no subject)

    "Современное искусство" не зря так пропагандируется и привлекает большие деньги. Это не только бизнес, но и шибболет для допущенных к пониманию его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • (no subject)

    Взрослый, умный и знающий эпоху человек всерьез рассуждает, как интересно было бы родиться в 1913-1915 гг. и оказаться в 1930-х, когда общество было…

  • (no subject)

    Само понятие "социальный лифт" означает? что человек возносится из низов общества на верхние этажи, минуя промежуточные ступеньки, на которых…

  • (no subject)

    "Современное искусство" не зря так пропагандируется и привлекает большие деньги. Это не только бизнес, но и шибболет для допущенных к пониманию его…