humanitarius (humanitarius) wrote,
humanitarius
humanitarius

Categories:

О том же.

Все современные идеологические течения являются следствием идейного хаоса периода распада Старого Порядка в XVII–XIX вв. В этом смысле они «все хуже».
Общество Средних Веков не знает идеологий кроме основанных на этических принципах. Собственно, все идеологические течения Средневековья – это ереси, связанные с желанием еретиков разрешить себе что-то, что Церковь запрещает. В остальном европейское общество едино – если не говорить о еврействе, каковое находится вне оного.
Общество Средневековья было создано военной элитой и ориентировано на идеологическую (церковную) и военно-административную элиту. Все остальное население составляет «народ» или «третье сословие» – солидарные общины горожан и крестьян, связанных сетью несимметричных прав и обязанностей. Вне этих общин только иноверцы и изгои. Как сказал про абсолютно другое общество популярный одно время на Западе (и до сих пор в России) антиковед Мозес Финли – «спектр состояний».
В допетровской России ситуация осложнялась (или упрощалась) тем обстоятельством, что в условиях сурового климата, немногочисленного населения и масштабности внешних задач военная элита («служилые люди») и народ («тяглые люди») были в равной степени мобилизованы системой крепостного права – своеобразный вариант административной прописки для учета и налогообложения населения.

Весь идейный дискурс Средних Веков был связан с порядком сближения с Богом и местом сословий в обществе. И центральным явлением, ознаменовавшим наступление Нового Времени, стали смерть Бога в сознании европейцев и отказ от христианской нравственности.
Произошло это по разным причинам, но можно сразу выделить три процесса, расшатавших Старый Порядок и изменивших его сущность: Ренессанс, поставивший на первое место земную жизнь человека и отказавший в этом его совести; Реформация, разрушившая церковную иерархию и внедрившая вместо Священного Предания и надежды на Спасение невежество и страх; и Контрреформация, заменившая прежний здравый смысл правящих верхушек на нравственный релятивизм и изощренный секулярный юридизм.
В новой обстановке, когда исчез нравственный авторитет, и элиты могли заново, самостоятельно и без особых предрассудков определить условия существования, происходил стремительный распад старых сословий, а открытие новых источников богатства и внедрение новых технологий создало обстановку социального и идейного хаоса, атомизации и секуляризации общества.
В этой ситуации многие поставили вопрос об обоснованности несимметричного ограничения прав и распределения обязанностей. Так появляется политическая оппозиция, которая отвергает весь Старый Порядок вообще и заявляет о его нелегитимности.

Оппозиция исходит из учения об атомарном человеке, который ведет борьбу за выживание среди других людей. Дальнейшее расхождение было связано только с личностными предпочтениями носителей индивидуалистической идеологии. Так, вышедший из низов А. Гамильтон считал, что народ - это огромный зверь, которого нужно держать в узде, и всю жизнь мечтал войти в истеблишмент. Его правые либеральные воззрения - следствие личных предпочтений.
Либерализм был идеологией людей, которые смотрели на мир глазами "хозяев жизни". Для либералов был приемлем любой общественный строй, если он обеспечивал им приоритетное место под солнцем и свободу экономической деятельности. Решение политических вопросов всегда носило для либералов сопутствующий характер.
В течение XVIII–XIX вв. либеральные теоретики нередко возглавляли правительства Старого Порядка, а при политических революциях так же часто возглавляли республиканские или конституционные правительства.
Иной характер носит демократизм – предшественник т. н. европейской «левой».
Демократы делали из представления об атомарном человеке иные выводы, и это объясняется только их субъективными предпочтениями. Это идеология индивидуализма (поскольку речь идет об интересах личности, а не сообщества) и народничества (поскольку речь идет об интересах маленького человека, а не представителя элиты). Демократизм ориентирован на освобождение личности от сословного неравенства и административного угнетения в обществе разлагающегося Старого Порядка.
В течение XVIII–XIX вв. демократы вели политическую борьбу «за свободу» против Старого Порядка и часто объединялись с либералами, однако сразу после свержения абсолютной монархии и крушения Старого Порядка происходил раскол революционной коалиции на левых (народников) и правых (элитистов).
Именно этот раскол лежал во Франции в основе борьбы правых либералов-бриссотинцев (жирондистов) и левых демократов-монтаньяров (якобинцев и кордельеров).
Характерно, что именно в это время в демократизме выделяется радикальное крыло. Радикализм крайних демократов-робеспьеристов выражался в том, что они политические отношения рассматривали как войну Добродетели (то есть себя) против Порока (врагов народа), а права человека распространяли только на себя. Собственно, именно такой подход способствовал их разгрому в 1794–1795 гг.
Еще один радикальный вариант демократизма – анархизм, в XIX – нач. ХХ вв. очень влиятельный в Италии, Франции, Испании и в Латинской Америке.
В течение 1-й пол. XIX в. в странах Европы и Латинской Америки демократы и либералы также образовали коалиции, которые боролись против Старого Порядка. После победы демократы и либералы тут же разделились на левых и правых и образовали новые коалиции.
Ответом на подъем политического индивидуализма и разгром Старого Порядка является формирование оппозиционных идеологических течений. Они с самого начала оказались маргинальными и вступили в борьбу против буржуазной коалиции.
Первое и наиболее заметное – это социализм, утопическое политико-экономическое учение, направленное на достижение общественной солидарности путем создания системы принудительного распределения обязанностей.
Социализм ориентирован прежде всего на освобождение личности от экономического угнетения, созданного реализацией в обществах XIX в. либеральной парадигмы. Решение политических задач было связано с влиянием радикальных социалистов из I и II Интернационалов. Классические социалисты из британской Рабочей партии исходили из приоритетности решения чисто экономических задач, а гедисты из французской Социалистической партии отказывались образовать коалиции с буржуазией – демократами и либералами – даже по делу Дрейфуса.
Тем не менее уже с середины XIX в. социалисты участвуют в политической борьбе в составе левой (народнической) коалиции – например, в уличных боях 1830 и 1848 гг., а особенно в Парижской Коммуне 1871 г., которая демонстрирует союз крайних демократов-бланкистов (прямые идейные наследники якобинцев) и социалистов-прудонистов.
На противоположной стороне выступает правая (элитистская) коалиция – либералы и консерваторы.
Консерватизм – это чисто реакционная идеология, ориентированная на закрепление обязанностей людей разных сословий в рамках иерархически управляемого общества. Он исходил из правильности общественного устройства Старого Порядка, но должен был говорить на языке Нового Времени. Естественно, консерваторам нигде не удавалось самостоятельно уждержать власть - они постепенно сползали на обочину политической жизни.
В начале ХХ в. происходит быстрое сближение и взаимопроникновение правых и левых движений с возникновением правого центра и левого центра.
Как говаривал товарищ Сталин, центр – не геометрическое понятие между правыми и левыми, а политическое: пойдешь направо – придешь налево; пойдешь налево – придешь направо. Оба они хуже.
И был совершенно прав. Консолидация коалиций правых и левых в Европе связана с обострением (главное – осознанием) классовой борьбы («класс против класса» – любимый избирательный лозунг западных социал-демократов вплоть до падения СССР!) и оформлением политических группировок левых («трудящихся») и правых («буржуазии»). Прагматические группировки «элитистов» и «народников» не являются соседями на политическом поле, а выражают интегрированные представления своих коалиций.
Такими прагматическими группировками являются среди левых социал-демократы и среди правых либерал-консерваторы.
Однако под давлением коммунистов, с формированием системы неоколониализма (а это гарантированное народом вынесение вовне экономической активности элиты) и социального государства (а это система гарантий народу со стороны элиты) произошло формирование европейского политического ландшафта.
А за пределами Европы было сильно по-другому
Subscribe

  • (no subject)

    Полгода с хвостиком (хороший хвостик - за такое время женщина ребенка вынашивает) назад одновременно в нескольких ЖЖ (и за его пределами) шла…

  • (no subject)

    Первой перешедшая на бездымный порох, Франция к 1914 г. произвела 268 000 револьверов mle 1892. Затем до июля 1915 г. на MAS было произведено еще 40…

  • (no subject)

    Патриот СССР объясняет жившим в СССР взрослым людям, что дивизии народного ополчения - это жертвенные добровольцы, в отличие от принудительно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments